Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А.Сухомлинский
12 апреля в нашей школе прошёл традиционный День открытых дверей. Но, в этот раз помимо родителей наших нынешних и будущих учеников, воспитателей МДОУ «Малышок» и «Ладушки», на мероприятие были приглашены заместители директоров школ района. На базе нашей школы был проведен районный методический семинар завучей. Началась встреча с приветственных слов директора школы Абрамовой С.И.. Она познакомила присутствующих с историей школы, её традициями и достижениями. Так, за последние годы наблюдается рост качества знаний обучающихся, увеличивается количество победителей и призёров олимпиад разного уровня. В этом году, например, на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Большакова Софья заняла 1 место, а Шитова Алёна — второе (педагог Константинов П.А.)! Активно занимаются школьники и научно-исследовательской деятельностью. Увеличивается число победителей и призёров научно-практических конференций «Шаг в науку», «Открытие».
Улучшается и внешний вид школы: обновлено освещение, закуплено кухонное оборудование, парты в один из кабинетов, скамейки в коридоры школы, заменён линолеум в кабинете информатики. Продолжается работа с пришкольной территорией. Каждый год обновляются зелёные насаждения, увеличивается число клумб, декоративных кустарников.
Всё это во многом стало возможным благодаря совместным действиям педагогов, учащихся и их родителей. Именно этому и был посвящён методический семинар — «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия». Заместитель директора по УВР Николаева Н.Н. поделилась опытом работы школьного педагогического коллектива по данной проблеме. Это, во-первых, психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Проводятся общешкольные и классные родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытые уроки для родителей. Ведётся совместная корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания, индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Второе направление работы с родителями — вовлечение их в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей. Родители многих наших учеников принимают активное участие в Дне открытых дверей, в организации внеклассных мероприятий, творческих конкурсов, оказывают помощь в организации и проведении экскурсий, поездок. Помогают и в укреплении материально-технической базы школы.
И третье, немало важное направление — это участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом: родительском комитете класса, Совете школы. От того, как слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Четкая и хорошо отлаженная совместная работа родителей и учителя класса всегда приносит свои плоды. Активное участие родителей в жизни каждого класса становится хорошей традицией нашей школы. Дети всегда рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках.
По окончании теоретической части семинара все его участники смогли принять участие в его практической части — это посещение открытого урока и круглого стола. Спектр уроков был разнообразен: урок-проект по химии в 10 классе (учитель Абрамова С.И.), урок русского языка в 6 классе (Любимова Е.А.), интегрированный урок по математике и истории в 5 классе (Николаева Н.В. и Смирнова Е.М.), урок с применением кейс-технологии по окружающему миру в 4а классе (Николаева Н.Н.). Были предложены внеклассные мероприятия: классный час о Дне космонавтике в 4б классе (Петрова Ю.А.) и экологическая игра во 2б, которую провела молодой, но перспективный педагог Гусева В.Р.. Все уроки и мероприятия, по оценке присутствующих педагогов и родителей, были проведены на высоком профессиональном уровне.
И ещё одна форма работы с родителями была предложена коллегам-завучам — это презентация семейного опыта. Не первый год в нашей школе практикуется заседание круглого стола, где во время обсуждения того или иного вопроса родители делятся положительным семейным опытом воспитания детей посредством рассказа о тех приемах, методах и формах воспитания, которых они придерживаются, о традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга и так далее.
Вопросом нынешнего обсуждения стала тема «В доме растёт одарённый ребёнок» (создание условий в семье для развития потенциальных возможностей ребенка). Целью данного обсуждения стало повышение педагогической, психологической культуры родителей по созданию в семье для развития потенциальных возможностей ребёнка в процессе активного педагогического общения. Участниками круглого стола помимо педагогов и родители были учащиеся 9-11 классов. Поговорили о том, какое значение каждый из присутствующих придаёт слову «одарённость», надо ли помогать талантливому ребёнку, как всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей и другие. Художественно-эстетическая одаренность детей проявляется в разных направлениях: музыка, танец, рисунок. В процессе обсуждения на сцену выходили ученики, талантам которых помогают раскрыться родители и педагоги. Наши звёздочки: Соколов Степан — поёт, играет на гитаре, пишет песни; Большакова Софья — отлично учится, прекрасно танцует и поёт, декламирует стихи, спортсменка, лидер во всех мероприятиях. Наши замечательные танцоры: Брагина Виктория, Тихонова Ксения, Плисова Екатерина, музыканты — Быченко Сергей, Михайлова Ольга. Возможно, будущие художник — Карелинова Наталья и поэт — Ионова Кристина. Ребята смогли в полной мере реализовать свои таланты благодаря поддержке семьи и школы. Об этом рассказывали их мамы Брагина В.А., Большакова Т.В., Плисова О.И., Карелинова Н.М..
Участникам круглого стола были представлены работы учащихся обладающих, несомненно, практической одарённостью: изделия прикладного творчества сестёр Шитовых Алёны и Ани, поделки, выполненные в технике оригами Смолякова Ростислава. Всех удивил мастер по скоростной сборке кубика Рубика Беляков Макар, который за пару минут собрал несколько кубиков различной конфигурации.
Титова Е.В. рассказала о том, как помогает развить у своей дочери, Титовой Юлии, коммуникативную, лидерскую одарённость, а вместе с ними ответственность, целеустремленность, поделилась опытом о том, как укрепляет здоровье дочери, её жизнестойкость в многодневных походах, туристических лагерях.
Есть у нас в школе и будущая спортивная смена: боксёры, футболисты, борцы, хоккеисты, лыжники. О том, как растят в семье будущую чемпионку, рассказала мама Снежковой Алины — Ольга Анатольевна.
Да, дети неординарны, они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка. Но и педагоги помогают, поддерживают развитие способностей детей, вовлекая их в мероприятия, соревнования, научно-практическую деятельность. Перед присутствующими выступили Копейкина Аня и Синякова Вика со своим первым опытом исследовательской работы, с которой стали призёрами в научно-практической конференции «Открытие».
В завершении мероприятия всем присутствующим было предложено составить отзыв обо всём увиденном и услышанном виде синквейна. Вот некоторые из них: «Ребёнок. Талантливый, одарённый. Удивляет, восхищает, радует. Счастье для родителей. Успех!», «Семья. Творческая, любящая. Помогает, направляет, спонсирует. Помощь во всём», «Талант. Индивидуальный, особенный. Продвигает, развивает, удивляет. Талант есть у каждого. Дарование».
Мероприятие завершилось, но обсуждения продолжились. Ученики, их родители, педагоги продолжали разговор о необходимости положительных примеров для школьников отношения родителей к воспитанию детей, ответственности за развитие своего ребенка, понимания, что поддержка родителей очень важна и нужна, чтобы они, используя такие примеры, строили в будущем и свои семьи. Надо отметить, что педагоги школы стараются не просмотреть талантливых детей и помочь им реализоваться в жизни.