5 марта 2018 года на базе МОУ «ЛСОШ № 2» состоялся межмуниципальный семинар, в котором участвовали сразу два педагогических сообщества: директора образовательных организаций Лихославльского района и учителя естественнонаучных предметов Лихославльского, Вышневолоцкого районов и города Торжка.
Участников семинара приветствовали Т.А. Сысоева, заведующая отделом образования Администрации Лихославльского района, О.Ю. Патрикеева, директор МОУ «ЛСОШ №2». С гордостью и трогательной любовью к родному краю учащиеся МОУ «ЛСОШ №7», под руководством Петровой И.Е., представили творческую презентацию о Лихославльском районе «Край сплетённых судеб» Всех присутствующих впечатлило это выступление. Все умеют наши ученики! Замечательно пели на русском и карельском языках, декламировали, играли на кантеле, танцевали — погрузили в атмосферу праздника.
В 2015-2016 учебном году все образовательные организации Лихославльского района выбрали направления инновационной деятельности, были разработаны программы муниципальных площадок. Подошёл к концу первый этап реализации программ и директора школ собрались для того, чтобы проанализировать ход выполнения инновационных проектов. В процессе работы над проблемой «Инновационные муниципальные площадки: опыт, проблемы, перспективы развития», руководители школ представили первые результаты деятельности инновационных площадок и обозначили перспективы дальнейшего развития.
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, в связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования, при котором дети с ОВЗ обучаются в среде обычных сверстников. Данное направление деятельности стало новым для коллектива МОУ «ЛСОШ №1». В своём выступлении «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» О.С. Елисеева, директор МОУ «ЛСОШ №1» рассказала об основных направлениях работы: оснащение школы оборудованием, без которого невозможна инклюзивная практика, создание адаптированной обучающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, которая должна обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Осуществляя программу инновационной муниципальной площадки «Разработка и внедрение модели гимназического класса в общеобразовательной школе», отметила в своём выступлении О.Ю. Патрикеева, директор МОУ «ЛСОШ №2», в школе с 1 сентября создан гимназический класс. В учебный план гимназического класса введены новые предметы: второй иностранный язык (немецкий), риторика, элективный курс «Технология проектной и исследовательской деятельности».
На семинаре был представлен практический опыт преподавания немецкого языка в новом формате. М.В. Журавлёва провела открытый урок в 5 гимназическом классе по теме «Моё хобби» Было много игровых моментов, занимательных вопросов, интересных заданий. Ребята быстро осваивали правила игры, которые учитель объясняла на немецком языке и ловко выполняли команды ведущего. Присутствующие директора убедились, что «Немецкий – легко и весело» — девиз под которым и идёт изучение второго иностранного языка гимназистами.
Второй открытый урок – урок «Риторики», который провела учитель Е.В. Яковлева. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения и решать задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи, поэтому предмет «Риторика» был введён в гимназический учебный план. Тема открытого урока «Объявление» На уроке ученики учились самостоятельно создавать устные и письменные объявления; формировалось умение анализировать и редактировать тексты через стимулирование речемыслительной деятельности посредством коммуникативной игры. Всё это способствовало воспитанию корректности, вежливости в речи и поведении, которое так необходимо в современном обществе.
В гимназическом классе уделяется большое внимание организации исследовательской деятельности. Обучает пятиклассников азам исследования С.И. Абрамова, ею разработана программа элективного курса «Технология проектной и исследовательской деятельности». На мастер–классе «Фастфуд. Чипсы: вред или польза?», который она провела, гимназистам предстояло в результате исследования убедиться, что чипсы не совсем полезный продукт. Для этого они проводили эксперименты по качественному определению жиров, крахмала, хлорид — ионов в составе чипсов и знакомились с вредными пищевыми добавками.
Обозначая ориентиры дальнейшего развития, Ольга Юльевна назвала приоритетные направления: повышение качества знаний, а для этого развитие сотрудничества с ТвГУ с целью подготовки выпускников к ЕГЭ.
В своем выступлении Н.М. Иванова, директор МОУ «Калашниковская МОШ» отметила, что в 2016 году разработана программа муниципальной инновационной площадки «Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников». В школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей.
В начальной школе педагоги совместно с родителями и учащимися проводят наблюдения, ролевые игры, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, посильно участвуют в природоохранных мероприятиях.
В основной школе работа носит более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции, походы, экологические тропы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа). В старшей школе экологическое образование осуществляется через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
С 01.09.2016 года в Тверской области началась реализация проекта «Академия леса» по развитию школьных лесничеств Тверской области. Проект «Академия леса» дает возможность охватить детским движением большое количество школьников и привлечь юное поколение к охране и воспроизводству лесных богатств. Школьное лесничество «Зеленый друг» насчитывает на сегодняшний день более 100 учащихся разного возраста. За это время школьники участвовали в посадке новых деревьев (сосен, каштанов, кедров и лиственниц) на территории поселка и ухаживали за саженцами, изготавливали кормушки и уже 2 зимы кормим птиц и наблюдаем за их поведением. Стали призерами областного слета школьных лесничеств, конкурсов «Подрост» и «Моя малая родина». Работали в школе юных исследователей окружающей среды в Западной Двине. С большим удовольствием ребята знакомятся с профессией лесничего во время встреч с инженерами леса Лихославльского филиала Торжокского лесничества и во время проведения тематических уроков и классных часов, экскурсий.
Директор МОУ «Толмачевская СОШ» Н.М. Воронова представляла инновационную площадку «Школа — социокультурный центр села», согласно которому «школа призвана стать моделью социума, готовящей детей к участию в жизни гражданского общества и демократического государства, которые, в свою очередь, будут формировать у граждан потребность и умение работать на общее благо». Сельская школа — это не только место, где дети могут получать образование, школа – это еще и своеобразный центр культурного и духовного развития на селе. Именно школа является местом, играющим ведущую роль на пути становления и формирования полноценной личности. Чтобы не потеряться в современном мире, сегодняшнему выпускнику нужно быть ответственным и самостоятельным, компетентным во всех областях современной жизни, нужно уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, самому добывать знания, используя современные информационные средства. Воспитание такого человека требует использования всех возможных форм и методов сотрудничества семьи — школы – социума. Успешно организовано сотрудничество школы с сельской библиотекой, Домом культуры села Толмачи, Советом молодёжи, администрацией сельского поселения, Советом ветеранов, пожарной частью 69. Разнообразны направления деятельности: профориентация, краеведение, трудовые десанты, субботники, проведение концертов, праздников, шефство, благотворительные акции, укрепление материально-технической базы школы. Сохранив школу на селе можно сохранить село.
«Формирование здорового образа жизни школьников средствами учебно-воспитательного процесса» так обозначила муниципальную площадку в своём выступлении директор МОУ «ЛСОШ №7» Е.М. Смирнова. Систематизированы ресурсы по проблеме ЗОЖ, разработаны и реализуются программы мониторинга здоровья школьников, проводятся открытые мероприятия, мастер-классы, обучающие методических семинары по здоровьесберегающим технологиям. Традиционными стали в школе спортивные мероприятия «Весёлые старты», День подвижной игры, квест «День снега», Туристический праздник и совместное с родителями — «Мама, папа, я – спортивная семья. Антинаркотический проект «Твоя жизнь – твой выбор» Школьные команды активные участники всех городских и районных спортивных мероприятий, заняли 1-е место в «Школе безопасности» и турслёте.
«Естественнонаучное образование в школе: векторы и факторы развития» — тема семинара для учителей географии, биологии, химии.
В состав методического объединения учителей географии и биологии входят учителя 11 школ Лихославльского района. Все имеют большой опыт работы. Это неравнодушные люди, любящие детей, свою малую родину и страну, в которой живут и трудятся. Кроме того, это очень интересные личности, занимающиеся вместе со своими учениками, проектной и исследовательской деятельностью. Для того, чтобы влюбить ребят в свои предметы, воспитать ответственное отношение к природе, сформировать личности с активной жизненной позицией, педагоги, разрабатывают и проводят разные интересные дела: палаточные лагеря, конкурсы, соревнования, акции. Накопленный опыт работы позволил пригласить на межмуниципальный семинар учителей биологии, географии и химии Вышневолоцкого района и города Торжка.
Открытые уроки Абрамовой С.И. и Кудряшовой С.В., учителей МОУ «ЛСОШ №2» и Петровой И.Е. (МОУ «ЛСОШ №7») соответствовали всем критериям федеральных государственных стандартов, ведь главными действующими лицами на них были ученики. Они сами формулировали проблемы, ставили цели и задачи, находили пути их решения, высказывали собственные мнения, поразили присутствующих своим широким кругозором и ораторским искусством. Умело ребята проводили опыты и делали выводы. Главный вывод: «Мы сами в ответе за здоровье свое и окружающей среды и знаем, что для этого надо делать».
Презентация педагогического опыта проходила на двух секциях.
С.И. Абрамова, МОУ «ЛСОШ №2» обобщила опыт своего руководства методическим объединением учителей химии — «Деятельность РМО как ресурс учительского роста».
Гости из Торжка поделились опытом реализации проекта «Город здоровья» в МБОУ СОШ №6 города Торжка» (С.В. Рогова, МБОУ СОШ 6) и «Развитие интереса к предмету химия через дополнительное образование» (С.Ю. Морозова, МБОУ СОШ №1)
Т.Г. Новикова, МОУ «ЛСОШ №1», Трензова О.С. МОУ «КООШ», Судакова М.Г. МОУ «ЛСОШ№2 подготовили выступление о реализации программы «Одаренные дети» через проведение муниципальных мероприятий. Их информация о работе лагеря «Перспектива» и муниципальных играх «Горизонт» и «Знатоки природы» заинтересовала гостей. Мы сразу получили заявки о включении команд Торжка и Вышнего Волочка в состав участников.
Е.В. Титова, МОУ «ЛСОШ №1» освоила цифровые лаборатории. Умело использует их возможности на уроках и во внеурочной деятельности. Не случайно её ученики становятся победителями всевозможных конкурсов. Мастер-класс Елены Владимировны вызвал живой интерес у всех присутствующих.
О.В. Лоскутова и Т.С. Пушкина, МОУ «КСОШ» доложили об экологическом воспитание и образование через реализацию проекта «Академия леса» в Калашниковской школе. Эта тема близка всем сельским школам, имеющим школьные лесничества. Новые формы работы, интересные проекты и акции могут быть использованы в практике.
Степанова Е.И., учитель МОУ «Станская ООШ» предложила обменяться опытом по составлению и решению проектных задач на уроках, поделилась с коллегами набором собранных ею задач.
Кульминацией встречи стало выступление педагогов из МОУ «Микшинская СОШ» Т.А. Птичкиной, и МОУ «Толмачевская СОШ» О.М. Домышевой. Они не просто рассказали об удивительных памятниках истории на нашей земле, и замечательных наших земляках, но и сопроводили выступление живой карельской речью и пением, ароматом пирогов «калитка», которых хватило на всех присутствующих! За что отдельное спасибо МОУ «Толмачевская СОШ».
Н.Е. Самсонова,
заместитель директора по методической работе
МОУ «ЛСОШ №2
О.В. Лоскутова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ
«Калашниковская СОШ»