Главная   /   Новости   /   Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году
Новости

Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году

Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году

Во всех организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно – Организация (школа), общеобразовательная программа), в том числе учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, учебный год начался в очной форме с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм, которые установлены Роспотребнадзором.

Оснащение школ санитайзерами, обеззараживающими рециркуляторами, соблюдение особых организационных мер профилактики (термометрия на входной группе, рассадка, особый график организации занятий, схема рассадки, ограничение доступа в Организации), а также применение мер индивидуальной защиты как для обучающихся, так и для работников Организации (педагогов, учебно-вспомогательного персонала и иных) позволяют минимизировать вероятность распространения не только новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но и ОРВИ-инфекций, характерных для осеннего и весеннего периодов.

В условиях системного использования указанных мер профилактики и оперативного реагирования на отдельные случаи заболеваний как со стороны школ, так и со стороны медицинских организаций резкое ухудшение эпидемиологической ситуации не ожидается.

В то же самое время сценарии, при которых складывается высокая вероятность массовых вспышек заболеваемости, полностью исключить нельзя.

При появлении признаков наступления такого сценария для принятия на местах (в субъектах Российской Федерации и муниципальных районах и городских округах) решений, связанных с изменением режима деятельности Организаций, важно оценивать как риски, связанные со здоровьем детей и педагогов, так и имеющиеся технологические и социальные условия, при которых может быть организована реализация общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, а значит, снижают потенциальный ущерб здоровью и благополучию обучающихся и работников школ.

При организации образовательного процесса в Организации необходимо соблюдать нормативные правовые акты, утверждающие санитарно-эпидемиологические требования для Организаций, и рекомендации, ранее разработанные Минпросвещения России совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), а также Минздравом России и направленные в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (перечень прилагается):

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г., регистрационный № 38528);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2008 г., регистрационный № 12085);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
  • приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
  • письмо от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях» (совместное письмо с Роспотребнадзором);
  • письмо от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
  • письмо от 26 марта 2020 г. № 07-2408 «О направлении информации c целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»;
  • письмо от 27 марта 2020 г. № 07-2446 «О направлении информации по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
  • письмо от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
  • письмо от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03; № 02/16587-2020-24 «Об организации работы образовательных организаций в 2020-2021 учебном году» (совместное письмо с Роспотребнадзором).

В указанных документах закреплена обязанность школы изолировать классы и педагогов, у которых выявлены признаки ряда инфекционных заболеваний. Однако вместе с этим необходимо организовать для этих классов обучение в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Переход должен быть осуществлен быстро и эффективно. В условиях дистанционного обучения школа должна решать не только задачи обучения и воспитания, но и сохранять контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (далее – родители), обеспечить поддержку разных групп обучающихся и, конечно, перестроить решение текущих задач управления.

Ключевые моменты в случае перехода реализации основных общеобразовательных программ с широким применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При реализации общеобразовательных программ в период использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий важно учитывать трудности и проблемы, выявленные ранее, на первом этапе пандемии.

В Организации должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательных отношений по реализации основных образовательных программ посредством сети Интернет. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается в Организации соответствующими средствами ИКТ и компетенциями работников, использующих и поддерживающих ее.

Дистанционное обучение не должно увеличивать нагрузку на обучающихся, педагогов и родителей. Необходимо опираться на апробированные схемы и подходы, в первую очередь использовать образовательные онлайн-платформы в сети Интернет, специально созданные для взаимодействия педагогов и обучающихся, цифровые технологии в обычной практике, расширять применение таких IT-решений и получать о них обратную связь. Применение уже освоенных обучающимися и педагогами в обычной работе источников контента, сервисов и инструментов сделает срочный переход в дистанционный режим менее болезненным.

Необходимо предпринять все усилия к недопущению неравенства обучающихся из-за технических или других ограничений дистанционного обучения. Обучающиеся должны иметь возможности учиться, даже если им недоступен стабильный Интернет или отсутствуют цифровые устройства (компьютер, планшет и иные) Необходимо выявить и поддерживать наиболее уязвимые категории обучающихся и их семьи.

Родители обучающихся опасаются снижения качества обучения, поэтому будут более требовательными к школе. Необходимо сделать работу педагога максимально прозрачной, взаимодействие с родителями – оперативным и конструктивным: важно своевременно сообщать родителям о результатах обучения, разъяснять им принципы оценивания и существующие проблемы, имеющиеся у обучающегося.

Школа не должна оставлять обучающихся и педагогов один на один с новыми условиями при реализации общеобразовательных программ, необходимо организовать взаимопомощь и взаимоподдержку: «сильные» обучающиеся могут помочь «слабым», «технически продвинутые» обучающиеся – учителю, молодые педагоги – педагогам со стажем, опытные педагоги – начинающим, местное сообщество – школе и семьям.

Подготовка перехода на реализацию общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Для того чтобы переход и для отдельного класса, и для всей школы прошел быстро и организованно, управленческая команда должна начать подготовку заранее.

Важно учитывать условия работы: если в школе доступен Интернет только с низкой скоростью, значит, в ней целесообразнее готовить модули, которые обучающийся может скачать себе и работать с материалами сам; в материалах могут содержаться конспекты уроков со ссылками на ресурсы, задания.

В школах с высокой скоростью интернета стоит использовать образовательные платформы, и платформы для проведения онлайн-уроков (видеоконференцсвязи), соответственно, необходимо протестировать технические параметры доступа к интернету, создать или актуализировать рабочие аккаунты. Также необходимо подготовить оборудование и регламенты, организовать обучение педагогов.

  1. Подготовка оборудования и инфраструктуры включает:

а. Тестирование подключения к интернету согласно условиям договора оказания услуг связи. Необходимо своевременно внести изменения в договор с провайдерами об отмене лимитов интернет-трафика для реализации с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

б. Сбор данных о параметрах доступа к домашнему интернету у педагогов и обучающихся, об имеющемся у них оборудовании.

в. Ревизию периферийного компьютерного оборудования (наушники, веб-камеры и т.п.) и программного обеспечения для комплектации ноутбуков и компьютеров Организации, которые в случае необходимости будут выданы нуждающимся обучающимся и учителям.

г. Создание отдельных учетных записей для нескольких пользователей одного устройства на территории школы (планшета или компьютера). Заходя под своим логином и паролем в различные программы, например, браузеры, пользователь сможет работать с сохранением закладок, настроек и истории просмотра.

  1. Выбор средств коммуникации и разработка единой информационной политики Организации использования сетевых средств включают:

а. Использование сайта школы в качестве «единого окна», где педагоги, обучающиеся и родители получают оперативную информацию о том, как организовано и как реализуется дистанционное обучение в школе. Это необходимо, чтобы у всех было общее представление о происходящих процессах.

б. Выбор единой для школы образовательной платформы (в исключительных случаях – двух-трех платформ), которые, с точки зрения педагогов, лучше других показали себя на прошлом этапе дистанционного обучения. Это позволит обучающимся и педагогам обмениваться документами, знаниями и практиками внутри одной системы.

в. Создание в школе единой системы обмена электронными письмами и мгновенными сообщениями разных групп пользователей (класс, предметная группа, родительский комитет и т. д.). Это позволит хранить письма и документы вместе.

г. Утверждение регламентов использования цифровых технологий и средств коммуникации: кому и какой доступ предоставлен, кто и в какой срок обязан реагировать, как сохранять персональные данные и т. д.

  1. Подготовка нормативно-правового обеспечения и принятие локальных нормативных актов включают:

а. Актуализацию принятых в марте 2020 года документов, регламентирующих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с учетом сложившегося опыта и настоящих рекомендаций, размещение их в открытом доступе для родителей и обучающихся.

б. Подготовку распорядительных документов, определяющих функции и действия административных, педагогических и технических работников при переходе в дистанционный режим: выдачу оборудования, составление расписания, составление заданий для самостоятельной работы, публикацию материалов на сайте, контроль учебной работы со стороны администрации, взаимодействие с родителями, курирование обучающихся педагогами, техническую поддержку и т. д.

в. Обновление (если необходимо) Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (в части оценивания в условиях дистанционного режима). Необходимо рекомендовать педагогам больше применять критериальное и формирующее оценивание, текстовые формы обратной связи, комментирование.

  1. Организация обучения педагогов включает обучение работе с сервисами видеокоммуникаций, технологиями смешанного обучения, педагогическому дизайну онлайн-курса, оцениванию в условиях дистанционного обучения. Курсы повышения квалификации могут быть организованы в виде очных семинаров, консультаций (с привлечением специалистов или ИКТ-компетентных педагогов), в виде онлайн-вебинаров, просмотра роликов и презентаций, чтения методических рекомендаций.

Переход на реализацию общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  1. Первоочередные действия руководства Организации.

Когда решение принято, и отдельный класс или вся школа закрыты на карантин, а педагог или группа педагогов находятся на больничном или в режиме самоизоляции, предлагается, в первую очередь, сделать следующее.

Директору:

  • на основе имеющихся нормативных правовых актов подготовить и издать приказ о реализации общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • оперативно развернуть и провести кампанию по ликвидации дефицитов семьи в части наличия компьютеров или иных электронных устройств, обеспечивающих доступ к электронным сервисам и контенту, за счет выдачи школьных компьютеров, ноутбуков и планшетов обучающимся и педагогам; обсудить с педагогами школы стратегию совместной деятельности в электронной среде.

Заместителю директора по информатизации:

  • разместить на главной странице сайта школы оперативную информацию для родителей и обучающихся (график и расписание занятий, телефоны «горячей линии», контакты электронной почты, аккаунты учителей и работников школы, телефоны службы психологической поддержки и социальной помощи);
  • сформировать и довести до сведения учителей, обучающихся и родителей минимальные технические условия, необходимые для реализации общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с любых устройств (компьютер, ноутбуков, планшетов и иное).

Заместителю директора по воспитательной работе:

  • организовать проведение родительских собраний онлайн, разъяснить родителям особенности дистанционного режима, способы обратной связи, ответить на их вопросы;
  • взять под персональный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности и социального неблагополучия.

Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:

  • составить расписание онлайн-занятий, разместить единое расписание уроков для всех классов с гиперссылками, которые открывают конспект урока (в данном случае – поурочный план самостоятельной работы обучающегося, осваивающего общеобразовательную программу в режиме дистанционного обучения). Конспект должен содержать учебные цели, ссылки на ресурсы для самостоятельного обучения, онлайн-уроки, задания, сроки их выполнения и критерии оценки.
  1. Организация преподавания и обучения.

Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом – организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их. Обучающиеся работают в обычных тетрадях, при необходимости фотографируют и отсылают педагогу выполненные задания, которые он проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов обучающихся педагог может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного обучающегося.

Для организации работы по проверке выполненных обучающимися заданий рекомендуется применять доступные методы и инструменты обработки фотографий. Полученные от обучающихся изображения можно перевести в формат PDF и разложить по папкам, созданным для каждого из обучающихся или для класса в целом. PDF-формат позволяет педагогу с помощью стандартных программ вносить в документ комментарии, графические элементы: таким образом полученное задание можно будет отрецензировать прямо в электронном виде, а затем отправить обучающемуся по мессенджеру.

Приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически. В первую волну дистанционного обучения хорошо зарекомендовали себя как ставшие привычными в период до пандемии платформы (например, Российская электронная школа – РЭШ), так и те, которые получили широкую популярность уже в период пандемии.

Бόльшая вовлеченность обучающихся в работу достигается при условии, если педагог ведет онлайн-уроки, групповые и индивидуальные консультации на базе доступных платформ (для проведения видеоконференций). В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевёрнутого класса», то есть основной упор на онлайн-занятиях делать на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, отдавая новый материал на самостоятельное освоение обучающимся.

Технология «Перевёрнутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.

При такой модели обучения контроль процесса и вовлечение обучающихся в работу осуществляются лучше: педагог максимально использует ресурсы образовательных платформ, которые часто предлагают групповые и исследовательские задания для обучающихся разного уровня подготовки. Время на подготовку уроков сокращается. За счет автоматического назначения и проверки заданий списывание невозможно. Современные образовательные платформы позволяют назначать обучающимся индивидуальные задания и даже строить индивидуальные маршруты обучения.

Оптимальный уровень наблюдается там, где педагог ставит задачу сохранить и даже нарастить качество преподавания, и там, где имеется надежная технологическая инфраструктура. Педагог проводит отбор материалов, проектирует задания, организует работу обучающихся в цифровых средах и с разными цифровыми инструментами, групповую работу обучающихся в разных «комнатах» на онлайн-уроке. Педагог использует разнообразный набор цифровых инструментов (системы голосования, QR-кодов и т. д.), современные системы оценивания (критериальное, формирующее). Решающее значение имеют не технологии и содержание, а организация взаимодействия с обучающимися, новые формы групповой работы, система взаимопроверок, проектная деятельность и т. д.

При любом уровне преподавания особое внимание педагог обращает на слабоуспевающих обучающихся. На онлайн-уроке для них должны быть предусмотрены отдельные посильные задания; педагог должен уделить внимание разбору, добиться понимания. Для них должны быть предусмотрены индивидуальные консультации, выполненные ими задания проверяются в первую очередь. Для дистанционного обучения обучающихся младших классов, детей с ОВЗ или находящихся на домашнем обучении следует дополнять конспект урока информацией для родителей или опекунов.

Дистанционное обучение требует изменения форм, методов, технологий преподавания и оценивания, изменения содержания образования. Например, объяснение наиболее сложных тем, контрольные работы следует проводить в онлайн-режиме, а более легкий материал можно предложить для самостоятельного изучения с помощью учебника или на электронных платформах, которые к тому же автоматически проверяют домашние работы и проводят тестирования. Также можно объединять классы в потоки для изучения нового материала, учебную программу по предмету разбивать на модули, перейти на формирующее оценивание с расширенной обратной связью и т. д.

  1. Организация деятельности ребенка в образовательном пространстве Организации.

Факторы, помогающие создавать и поддерживать благоприятную социально-эмоциональную атмосферу при реализации общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

  1. Выделение группы «особого внимания» социальным педагогом и психологом школы. В наиболее сложной ситуации оказываются обучающиеся со школьной неуспешностью и девиантным поведением, которые испытывают трудности дома или в школе. Преодолеть трудности изоляции им поможет наставник из числа педагогов. Наставники персонально поддерживают детей, замечают и обсуждают их успехи и проблемы, коммуницируют с их педагогами, а администрация регулярно взаимодействует с наставниками, чтобы определить, насколько эффективно идет процесс.
  2. Классный руководитель может поддерживать учебный настрой и рабочее настроение на ежедневных онлайн-«линейках». Даже 15-минутная встреча с классом с обсуждением планов, получением обратной связи, «проговариванием» проблем и трудностей дает обучающимся чувство психологической защищенности. Традиционные классные часы хорошо переносятся в Инстаграм в виде прямых эфиров и интересных «сториз».
  3. Организация эффективной коммуникации с родителями.

Коммуникация школы и родителей включает в себя следующее.

Поощрение и привлечение к деятельности активных родителей. Такие родители являются опорой школы: на их примере можно показывать, как помочь детям учиться в условиях самоизоляции. Активные родители создают сайты или ведут аккаунты, посвященные организации образовательного пространства вообще и дистанционного обучения в частности. Им можно предложить выкладывать видео в социальных сетях, проводить вебинары для обмена опытом. Активных родителей следует также привлекать к формированию школьной рассылки, организации взаимопомощи в родительской группе.

Выявление нуждающихся в помощи школы и осуществление помощи им. Это семьи, где оба родителя работают не дистанционно, либо такие, где рабочая нагрузка у взрослых высокая и нет старших братьев и сестер, которые могут помочь в обучении. Следует целенаправленно оказывать помощь таким семьям: проводить онлайн-консультации обучающихся в маленьких группах, гибко определять объем требований (домашних заданий). Это поможет не только снизить стресс и нагрузку на родителей, но и сгладить образовательное неравенство, возникающее вследствие разных объемов поддержки обучения ребенка в семьях. Помимо помощи в учебе таким семьям может потребоваться психологическая и даже социальная помощь. Об этом классный руководитель должен знать в первую очередь и организовать помощь, используя все возможные способы и средства.

Ориентация на психологическое благополучие семьи как приоритет. Для этого необходимо: снизить требования к обучающимся, особенно если оптимальные технические средства для организации дистанционного обучения не найдены; учитывать степень участия родителей при выборе инструментов для дистанционного обучения; помочь родителям организовать время ребенка, причем это особенно актуально для начальной школы. Так, школа может проводить дополнительные занятия (зарядку, рисование и др.), чтобы частично разгрузить родителей. Важно максимально поощрять родительские чаты взаимопомощи, устраивать «вечерние родительские посиделки» и другие неформальные встречи, а также привлечь родителей интересных профессий к мастер-классам в выходные дни.

Информирование родителей о том, как они могут реально контролировать самостоятельную работу детей. Важно рассказать, как организованы уроки, какие задания для самостоятельной работы дети получают и на что нужно обратить внимание при контроле за самостоятельной деятельностью ребенка.

  1. Создание условий для оптимальной работы педагогов.

Администрации организации необходимо организовать учебный процесс с соблюдением введенных в действие санитарных требований, наладить прямую оперативную связь с педагогами (здесь доказали свою эффективность все виды мессенджеров), а также закреплении изменений в работе педагога в нормативных правовых актах школы, прежде всего в Положении об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах.

Здесь необходимо руководствоваться принципом, что оплата труда педагога должна осуществляться с учетом всего спектра его обязанностей, при этом она может и должна учитывать объем, сложность и интенсивность труда, причем все виды аудиторной нагрузки (офлайн, онлайн, смешанные виды) одинаково ценны. Ключевым моментом в данном случае является не технология взаимодействия (дистанционные технологии либо классическая работа в классе), а сам факт непосредственного взаимодействия педагога и обучающегося как участников образовательного процесса.

Заключение

На официальном сайте Минпросвещения России по адресу https://edu.gov.ru/distance размещены рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий, а также список образовательных интернет-ресурсов, предоставленных партнерами для свободного доступа на период пандемии.

2024 © Управление образования Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International. Прочие авторские права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна. Никакого предварительного согласия на перепечатку не требуется.
171210, Россия, Тверская область, Лихославльский район, г.Лихославль, ул. Советская, д.41А.

Тел./Факс: 8 (48261) 3-51-97
E-mail: otdelobr.lihoslavl@mail.ru

Создание сайтa - ТверьWeb